Законопроект Минприроды о создании единой системы управления высокоопасными отходами
Министерство природных ресурсов и экологии разработало законопроект, предусматривающий создание единой системы по управлению чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами. Комиссия при Правительстве Российской Федерации по законопроектной деятельности этот законопроект одобрила. Суть законодательной инициативы заключается в том, что создается специальная федеральная схема по обращению с отходами. Федеральный оператор, операторы по обращению с отходами и образователи отходов, то есть все участники системы, обязаны строго соблюдать в своей деятельности требования схемы, разработанной Минприроды. Условие это является обязательным.
Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в части, предусматривающей создание общегосударственной системы по обращению с отходами I и II классов опасности) и разработанный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» образуют единую систему обращения с опасными отходами. Также предусматривается создание единой государственной информационной системы, предназначенной для осуществления учета и контроля за их обращением.
Основным звеном новой системы является оператор по обращению с опасными отходами (I и II класса опасности). На заседании Правительства проект этого закона будет рассмотрен. В соответствии с проектом закона предусматривается право как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с образованием отходов, накапливать, утилизировать, обезвреживать и обрабатывать их, а также самостоятельно размещать или передавать эти отходы федеральному оператору. Таким образом, организации и предприятия, которые в соответствии с имеющейся лицензией самостоятельно утилизируют опасные отходы I и II классов, могут продолжать свою работу. Монополистом в этой сфере федеральный оператор не становится, но его существование и деятельность – гарантия того, что в случае, если образователи опасных отходов по какой-либо причине не утилизировали их самостоятельно, то они в любом случае обязательно будут утилизированы. С помощью государственного тарифного регулирования будет установлен размер оплаты федеральному оператору за услуги по утилизации. За «Росатомом» закрепляются полномочия по организации обращения с опасными отходами I и II класса.
Отходы I класса опасности относятся к категории чрезвычайно опасных отходов, а II класс ̶ это высокоопасные отходы. Таких отходов на всей территории России образуется порядка 400 тысяч тонн каждый год. Ситуация осложняется тем, что в нашей стране нет объектов, которые бы утилизировали, обрабатывали, проводили соответствующие работы по обезвреживанию и размещению опасных отходов I и II классов опасности с использованием лучших современных технологий, обеспечивающих эффективное безопасное обращение с ними. Национальным проектом «Экология» предусматривается создание соответствующей инфраструктуры для обеспечения безопасного обращения с опасными и чрезвычайно опасными отходами. Именно для достижения этой цели и создается федеральная схема и единая государственная информационная система, предназначенная для эффективного учета и контроля обращения с отходами.
В классификации отходов существует еще и III, IV и V классы. К III классу относятся отходы умеренно опасные, IV класс ̶ отходы малоопасные, с низкой степенью воздействия на окружающую среду, V класс ̶ твердые коммунальные и бытовые отходы. Те организации, которые обращаются с отходами I ̶ IV классов, должны для производства этих работ иметь специальные соответствующие лицензии.
Подробнее о услуге получения лицензии на отходы 1-4 классов вы можете узнать здесь >>