Внедрение системы менеджмента качества
Внедрение ИСО 9000 - это сложный процесс. Конкуренция на рынке стремительно нарастает, в результате чего каждая организация будет вынуждено радикально пересмотреть свой бизнес на основе современного менеджмента качества, причем, чем раньше это произойдет, тем больше у бизнеса шансов на успех. Многие компании мира, работающие в условиях реальной конкуренции, смогли выжить и динамично развиваться только благодаря совершенствованию своей деятельности и ориентации на качество, то есть освоению новых требований, базирующихся принципах Всеобщего управления качеством (TQM), ИСО 9000 и моделях премий в области качества.
Создание СМК - это создание системы управления горизонтальными процессами, что имеет принципиальное значение и предполагает правильное взаимодействие персонала друг с другом без прямого вмешательства руководства.
Основополагающую роль в создании СМК играют:
• личная заинтересованность, поддержка и участие первого руководителя организации;
• позитивные внутренние мотивы внедрения;
• наличие команды из сотрудников, способных помочь своими знаниями и опытом внедрению стандартов ИСО 9000;
• численное превосходство сторонников создания системы качества над ее противниками.
Внедрение СМК в соответствии со стандартами ИСО 9000, показывает, что решение этой задачи невозможно без перестройки общей системы управления производственной и хозяйственной деятельностью и создания ее подсистем:
• документированной СМК;
• системы взаимовыгодных партнерских отношений с поставщиками;
• системы мотивации персонала к непрерывному улучшению качества продукции, процессов, системы качества;
• системы непрерывного обучения и тренинга персонала;
• системы взаимоотношений с потребителями.
Этапы работ по внедрению системы качества включает следующие основные этапы работ:
1Оценка (аудит) действующей системы качества
2 Изучение удовлетворенности потребителей
3 Оценка поставщиков материалов и комплектующих изделий
4 Составление плана работ по разработке и внедрению ИСО 9000
5 Составление сметы расходов на выполнение проекта и включение ее в бюджет организации
6 Определение Политики в области качества
7 Формирование организационной структуры организации. Реорганизация службы качества
8 Распределение ответственности в СМК
9 Обучение персонала применению ИСО 9000, в том числе: •руководства;
•начальников цехов и отделов;
•представителей СМК подразделений;
•внутренних аудиторов
10 Определение состава (перечня) документации СМК
11 Подготовка графика разработки и внедрения документации СМК
12 Разработка документации СМК
13 Внедрение документации СМК
14 Массовое обучение персонала
15 Подготовка производства, складского хозяйства, территории
16 Проведение первого внутреннего аудита
17 Выполнение корректирующих действий
18 Утверждение Руководства по качеству
19 Проведение самооценки СМК организации
20 Выбор Органа по сертификации систем качества
21 Проведение сертификации
Порошина Елена,
юрист. Специалист по сертификации.